Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Закон «О социальном предпринимательстве»: поможет ли его принятие экономическому развитию Таджикистана?

Концепция социального предпринимательства появилась в экономике относительно недавно, но интерес к этому виду деятельности с каждым годом растёт. Социальное предпринимательство, объединяя бизнес и стремление к общественной пользе, помогает решать важные социальные и культурные задачи. Осознание его значимости – важный шаг на пути к устойчивому развитию государства.

Социальные предприятия посредством своего бизнеса решают социальные задачи граждан и общества – помощь людям, предоставление работы людям с инвалидностью и другим уязвимым категориям граждан, забота об экологии и т.д. Чем социальные предприятия отличаются от некоммерческих благотворительных организаций? Тем, что получают от своей деятельности финансовую прибыль. Чем социальные предприятия отличаются от обычного бизнеса? Тем, что главным критерием их успешности является не объем прибыли, а социальный эффект.

Международный опыт

Таким образом, логично ожидать, что к таким социальным бизнес-проектам со стороны государства будет иной подход, чем к традиционной предпринимательской деятельности, в частности, облегчение налогообложения.  Такая практика успешно реализуется во многих странах: к примеру, в Великобритании с 2014 года социальным инвесторам, т.е. лицам и организациям, вкладывающим средства в социальные предприятия, подоходный налог снижается на 30%. Такое стимулирование способствовало появлению порядка 80 тыс. социальных предприятий – это 5% от общего числа предприятий в стране, и они дают рабочие места для более 1 млн. человек.

В России для субъектов социального предпринимательства предусмотрена нулевая ставка налога на прибыль и освобождение от уплаты НДС. После принятия в 2019 году Закона о социальном предпринимательстве число соцпредпринимателей возросло в 4 раза.

В Казахстане субъект социального предпринимательства имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в 2-кратном размере произведенных расходов на оплату труда лиц с инвалидностью и на 50% от суммы исчисленного социального налога от зарплаты и других выплат лицам с инвалидностью. А также имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода в размере произведенных расходов на оплату обучения по освоению профессии, профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации работников из числа уязвимых категорий граждан. В соответствии со ст. 521 Налогового Кодекса РК налог на имущество по ставке 0,5% к налоговой базе исчисляют субъекты социального предпринимательства. С момента введения в 2022 году Закона о социальном предпринимательстве такой вид бизнеса в Казахстане демонстрирует значительный рост – на данный момент в реестре насчитывается 803 субъекта социального предпринимательства.

Как же обстоит ситуация с социальным предпринимательством в Таджикистане?

Положение уязвимых категорий граждан на рынке труда

В первую очередь, стоит проанализировать, насколько развитие социального предпринимательства важно для таджикского общества, и какие барьеры существуют для включения уязвимых категорий населения в экономическую жизнь. Ведь поддержка социального предпринимательства, создание условий для экономической интеграции уязвимых групп – это важная часть социальной поддержки населения, помимо адресной материальной помощи.

Одной из самых уязвимых социальных групп остаются люди с инвалидностью. Как отмечает председатель Национального объединения инвалидов Таджикистан Асадулло Зикрихудоев, в Таджикистане проблема трудоустройства лиц с инвалидностью является очень серьезной. По его словам, благодаря наличию определенных льгот, лица с инвалидностью без проблем получают высшее образование – порядка 95% абитуриентов с инвалидностью поступают в вузы – однако, получив профессию, испытывают значительные сложности с трудоустройством.

«Например, существует такое препятствие для работы лиц с инвалидностью в госучреждениях: в Законе о госслужащих, статья 16, четко прописано, что человек, получающий пенсию, не может быть госслужащим, – отмечает Асадулло Зикрихудоев. – Соответственно, люди, получающие пенсию по инвалидности, могут работать в госучреждении только на должностях без статуса госслужащий. Другой барьер заключается в общественном сознании: мы работаем и с малым, и с крупным бизнесом, и предприниматели мне прямо говорят о том, что если они берут на работу человека с инвалидностью, то это происходит в качестве благотворительности – чтобы просто помочь такому человеку, т.е. в лицах с инвалидностью не видят трудовой капитал, специалистов, которые могут быть полезны их бизнесу. Это осталось еще с наследием Советского Союза, когда люди с приобретением статуса лица с инвалидностью получали справку, где чётко было прописано «нетрудоспособен».

Такие нормы, существующие сегодня в обществе, создают барьеры для трудоустройства лица с инвалидностью – они в основном находятся в статусе самозанятых и привлечены на рынок труда в сферу торговли и бытовых услуг – обувщики, ремонт техники, ремонт квартир и т.д.»

Социальное предпринимательство в Таджикистане

Социальное предпринимательство в Таджикистане развивается с 2018 года, но до сих пор законодательного закрепления этот вид деятельности не имел – единственным документом, в котором говорится о развитии и поддержке социального предпринимательства, являлась Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 года.

В апреле 2024 года Национальная ассоциация малого и среднего бизнеса РТ провела Неделю социального предпринимательства, в рамках которого состоялся Форум, с участием всех заинтересованных сторон. Частью обсуждений было понимание потенциальных преимуществ для экономики страны в целом и развития социального предпринимательства и поддержки инклюзии в частности, в свете разработки проекта Закона о социальном предпринимательстве.

Многие эксперты, затрагивая инклюзивность в рамках дискуссий, отмечали, что до конца 2021 года в стране предусматривались льготы для организаций, где более 50% сотрудников составляли люди с инвалидностью (освобождение от налога на доходы и на недвижимое имущество). Однако в 2022 году в Таджикистане заработал новый Налоговый кодекс, где данные льготы были упразднены.

«Все льготы в Налоговом кодексе были перенаправлены на самого человека с инвалидностью, т.е. инвалиды I и II группы, а также инвалиды с детства освобождены от подоходного и других налогов. В старом Налоговом кодексе были определенные льготы именно для организаций, где более 50% сотрудников являются лицами с инвалидностью. Такие организации, как Объединение людей с инвалидностью, Общество слепых, Ассоциация глухих Таджикистана пользовались этими льготами, но они, к сожалению, по непонятным причинам были сняты, и теперь этим организациям очень сложно и в общем стало невыгодно привлекать сотрудников с инвалидностью.

Но я остаюсь оптимистом, и мне кажется, что сейчас, в мире, где прогрессируют новые технологии, искусственный интеллект, появляются широкие возможности для людей с разной формой инвалидности в трудоустройстве. Но во многом это зависит и от самих людей с инвалидностью, насколько они будут стараться быть хорошими специалистами, чтобы их принимали на работу как профессионалов, а не лиц из уязвимой категории».

Хорошая новость в этом вопросе пришла в начале года – 2 января Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон подписал закон «О социальном предпринимательстве». Закон формирует правовую основу для развития социального предпринимательства и предписывает форму поддержки от государства: налоговые и таможенные льготы, доступ к государственным заказам, грантам и субсидиям. К ключевым положениям закона относятся и критерии для социальных предпринимателей: не менее 50% сотрудников предприятия должны относиться к социально уязвимым группам; не менее 50% фонда оплаты труда должно приходиться на эти группы; не менее 50% прибыли должно быть реинвестировано в развитие социальной предпринимательской деятельности.

Как отмечает Фируз Сатторов, директор Фонда Евразия в Таджикистане, «закон был разработан Рабочей группой при парламенте при непосредственном участии представителей гражданского общества.  Это позволило учесть в разработке лучшие международные практики, а также обратить внимание на некоторые сложности, связанные с законом, которые появились в тех странах, где он был принят».

Он также отметил, что «один из основных факторов, почему не дают налоговые льготы для социальных предпринимателей в странах СНГ – это возможности злоупотребления. В таджикском проекте закона это учли, и чтобы нивелировать эту проблему, сузили понятие социального предпринимательства, чтобы невозможно было искусственно подогнать свою деятельность под социальное предпринимательство».

Эффект от закона «О социальном предпринимательстве»

Ожидается, что принятие закона «О социальном предпринимательстве» поможет решению важнейших социальных проблем и поспособствует снижению бедности, позволит уменьшить нагрузку на государственный бюджет за счет самозанятости граждан, а также даст возможность внедрить инновационные подходы в бизнес и социальные проекты.

Сегодня вовлечением социально уязвимой категории граждан в экономическую деятельность занимаются общественные организации – их в стране почти 2 тысячи. Однако за последние 2 года в Таджикистане было ликвидировано почти 700 общественных организаций, чаще всего по причине недостаточности финансирования. «Если не вмешиваться в данную ситуацию, то можно предположить, что в краткосрочном периоде ожидается то же самое, т.к. никаких стимулирующих факторов (как приток иностранного грантового капитала, увеличение инвестирования ОГО, увеличение доли госсоцзаказа и др.) пока не наблюдается, – отмечает эксперт по продуктивной занятости Уктам Джумаев.

Опираясь на международную практику, именно переход общественных организаций на модели социального предпринимательства может решить эту проблему. «Принятие закона «О социальном предпринимательстве» очень ждали сами организации гражданского общества (ОГО) и очевидно, что те из них, кто уже занимается соц. предпринимательством с радостью перейдут на данный статус: это Национальное объединение инвалидов Таджикистана, Общественная организация слепых Республики Таджикистан, Национальное объединение глухих Республики Таджикистан, Общество инвалидов “Имконият” города Душанбе, Общество инвалидов Согдийской области, Общественное объединение «Ирода», – отмечает Уктам Джумаев. – Но пока неизвестно, как это будет сопровождаться со стороны Налогового комитета – им для этого надо разработать механизм реализации налоговой поддержки, создавать реестр социальных предпринимателей и прочее.

И очевидно, что из 316463 ед.  действующих индивидуальных предпринимателей (на 2024 г.) как минимум от 5 до 10% (которые соответствуют статусу УГН) захотят перейти на данный вид бизнеса».

Какую выгоду для государства принесет развитие социального предпринимательства и вовлечение уязвимых групп населения в экономику? «Благодаря развитию деятельности социальных предпринимателей можно реализовать множество инновационных идей по решению имеющихся социальных проблем, в том числе: улучшение жизненных условий уязвимых групп населения, расширение доступа к образованию, здравоохранению и другим социальным услугам малоимущих семей, борьба с бедностью и безработицей и т.д.», – отмечает налоговый консультант НАМСБ РТ Косимчон Джалилзода.

 В свою очередь эксперт Уктам Джумаев подчеркивает экономическую выгоду от этого процесса: «Во-первых, это рост трудовых доходов как минимум 10% домохозяйств, находящихся в затруднительной жизненной ситуации по категориям уязвимых групп населения (УГН). Во-вторых, снижение соцнагрузки на бюджет в связи с обхватом УГН для оплат АСП на этот же объем. В-третьих, это рост прожиточного минимума и объема расходов, связанный с потребительской корзиной УГН. Кроме того, ожидается рост занятости УГН и ЛОВ, а также повышение возможности привлечения иностранных инвестиций в социально предпринимательские проекты в РТ».

Необходимые меры

При этом эксперты отмечают, что само по себе принятие закона «О социальном предпринимательстве» еще не решает проблему низкой инклюзии на рынке труда. Необходима реализация отдельной программы в этом направлении, а также корректировка Налогового кодекса.

«В проекте закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Таджикистана рассматривается вопрос о предоставлении льгот по налогу на прибыль для юридических лиц в которых одновременно в отчетном налоговом году: а) не менее 50 процентов численности работников составляют инвалиды; б) не менее 50 процентов средств на оплату труда и иное материальное вознаграждение, включая натуральное, израсходовано на нужды инвалидов.

В целом можно сказать, что государство получит большое преимущество при решении социальных проблем граждан и общества, путём предоставления точечных налоговых и иных льгот, направленных непосредственно на развитие социального предпринимательства в Республике Таджикистан», – такой анализ приводит налоговый консультант Косимчон Джалилзода.

Председатель Национального объединения инвалидов Таджикистана Асадулло Зикрихудоев в качестве рекомендаций для поддержки инклюзии говорит о необходимости имплементировать квоты: «В законе о социальной защите инвалидов есть 5%-я квота для приема людей с инвалидностью в организациях, где количество сотрудников составляет более 20 человек. Сейчас нам никто не может дать статистику о том, насколько эти квоты выполняются или нет – то есть законы и нормативные акты применяются, а вот их имплементация не на том уровне, на котором должна быть».

 В заключении можно привести его слова о важности налоговой поддержки для развития инклюзии: «Я убеждён, что для успешной реализации всех этих мер — льгот, инклюзии, закона о социальном предпринимательстве — необходимо, как минимум, вернуть налоговые послабления, ранее действовавшие в предыдущем Налоговом кодексе. В частности, льготы для организаций, где более 50% сотрудников являются людьми с инвалидностью. Это позволит предприятиям, опираясь на Закон «О социальном предпринимательстве», активнее привлекать людей с инвалидностью к трудовой деятельности, обеспечивая им стабильную занятость. Такой шаг станет очередным подтверждением того, что наше общество стремится к инклюзивности, независимо от сферы деятельности».

Материал подготовлен по заказу НАМСБ РТ.

Матлубаи КОДИРЗОД

DIalog.TJ

Ссылка на материал: https://dialog.tj/new81356/