Skip to content Skip to sidebar Skip to footer

Национальная Ассоциация
малого и среднего бизнеса
Республики Таджикистан

МОНОПОЛИСТЫ ПОНЕВОЛЕ, ИЛИ БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ?!

МОНОПОЛИСТЫ ПОНЕВОЛЕ, ИЛИ БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ?!

“ASIA-Plus” от 10.02.2011г., Матлуба УЛЬДЖАБАЕВА

(реакция на высказывания руководителя Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан господина  Сухроба Шарипова)

В одном из своих высказываний, которое цитирует газета «Азия Плюс» (№ 4(693) от 17 января 2011 года), руководитель Центра стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан Сухроб Шарипов заявил, что «у нас в Таджикистане монополия на ввоз ГСМ и это серьезная угроза. Недавно правительство выпустило постановление, чтобы сломить эту монополию по возу ГСМ.
 
Разрешили завозить из Ирана, Казахстана и других стран. Но кто даст возможность ввести, когда эти монополисты купили все, что можно?   Другим компаниям не создадут такие условия, чтобы они смогли ввести в Таджикистан что-то альтернативное. Государству надо ломать эти монопольные компании. Для этого существует антимонопольная служба, которая должна работать в этом направлении. Сажать коррумпированных чиновников, которые лоббируют интересы этих монополистов, и создать условия для нормальной конкуренции».    
Что касается коррумпированных чиновников, то это отдельная проблема и здесь он прав – их надо наказывать по закону. Но, в его высказываниях очевидно и другое, с чем нельзя согласиться. Очевидно господин Шарипов имеет ввиду, что этими монополистами являются таджикские бизнес-партнёры России или же российские коммерческие представительства, которые работают на территории Таджикистана, поскольку добавляет, что «если бы нам завозили газ и бензин не только с России, но и из других стран, не было бы таких заоблачных цен». 
 
Для всех ясны, очевидны и неоспоримы высказывания руководителя ЦСИ при Президенте Республики Таджикистан, сводимые к тому, что энергетическая безопасность является одной из важнейших составляющих национальной безопасности любой страны. Защищенность экономики,  граждан и государства, в целом, обеспечивается всеми видами энергии и энергоресурсов. Об этом и о необходимости решения проблем экономической безопасности отмечалось и в «Программе экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года».   
Экономическая безопасность означает формирование благоприятных материальных и финансовых условий для населения, непрерывное совершенствование личности, обеспечение социально-экономической и политической стабильности, поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне, сохранение территориальной целостности государства, исключение любых проявлений сепаратизма и прочее.          
 
Одним из факторов гарантирования экономической безопасности и стабильности является нормальное функционирование топливно-энергетического комплекса. Вопрос импорта ГСМ в Таджикистан, который затронул господин Шарипов, конечно же, относиться к топливно-энергетической сфере. Поэтому, давайте, не затрагивая глубинных проблем этой сферы, поскольку она требует большего анализа  и поиска путей решения, пройдемся лишь по проблематике ввоза ГСМ в Таджикистан и проанализируем, с чем же она сопряжена в нашей стране.  
 
Начнем с того, что в Таджикистане после распада СССР сложилась весьма сложная ситуация с обеспечением экономики и населения топливно-энергетическими ресурсами. Таджикистан отличается низким уровнем обеспеченности природным газом и нефтепродуктами, но располагает огромными ресурсами гидроэнергии и каменного угля. Однако сегодня они эксплуатируются в не достаточной мере, и не могут удовлетворить нужды нашей экономики и населения. Поэтому, в структуре потребления топливно-энергетических ресурсов преобладают те ресурсы и источники, которые находятся за пределами Таджикистана. Несмотря на наличие суммарных прогнозных запасов нефти и газа на территории Таджикистана, достаточных для развития в долгосрочной перспективе нефтегазодобывающей отрасли, их запасы по промышленным категориям незначительны, что не позволяют рассчитывать на серьезное увеличение добычи нефти и газа. Это подчеркивается в той же самой правительственной Программе экономического развития на период до 2015 года. Пока что только идет поиск и освоение нефтяных и газовых месторождений в Таджикистане с надеждой на скорейшую добычу газа и нефти. Для всех очевидно, что современное состояние и уровень развития топливной промышленности не соответствуют возросшей потребности Таджикистана в топливных ресурсах. Поэтому мы будем вынуждены ввозить ГСМ из-за рубежа, заполняя одну из брешей, обеспечивая тем самым экономическую безопасность страны.  
Господин Шарипов говорит, что «если бы в Таджикистан завозили газ и бензин не только с России, но и из других стран, не было бы таких заоблачных цен». Не вполне корректно апеллировать тем, что стоимость, в частности газа и бензина, складывается всего лишь от количества игроков на рынке нефтепродуктов. Наблюдая за ростом цен на бензин, каждый из нас наверняка не раз задумывался о том, из чего же состоит цена на важнейшее в мире топливо. В бензиновые цены заложены налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты – эти сборы в совокупности составляют 60 – 70 процентов от стоимости топлива. Добавьте сюда расходы на транспортировку бензина или газа, а также операционные затраты на содержание АЗС, – и станет очевидным, что прибыль тех, кто реализует нефтепродукты, совсем невелика. Она, также, при этом идёт и на развитие сети АЗС, и на обновление оборудования, и на улучшение сервиса. Любой ценовой мониторинг позволит любому сотруднику государственной антимонопольной службы убедиться, что рост стоимости бензина напрямую связан с увеличением стоимости нефти на мировых рынках. К тому же, если внимательно  изучить ситуацию в странах интересующего региона, то обнаружится, что цена бензина там ничуть не ниже, чем в Таджикистане. Это что касается ценообразования. Откуда выгоднее и разумнее и покупать и ввозить  –  вот в чём вопрос.   
Ближайшими для Таджикистана странами региона, которые занимаются добычей, переработкой и сбытом нефтепродуктов, являются Узбекистан, Туркменистан, Казахстан, Россия и Иран. Рассмотрим ситуацию по каждой из этих стран в отдельности, хотя она общеизвестна.     
Дело в том, что переработка нефти в Узбекистане есть, но она не может удовлетворить свой внутренний рынок. В Узбекистане собственной добычи сырой нефти для удовлетворения потребностей внутреннего рынка явно недостаточно, а её импорт в сам Узбекистан из других стран по некоторым внутренним причинам блокируется. Также как и вывоз из этой страны, не говоря уже о проблемах между Таджикистаном и Узбекистаном, связанных с задержкой и месячными простоями транзитных грузовых вагонов на территории Узбекистана.
Такая же ситуация и с Казахстаном. Постановлением правительства Казахстана, начиная с мая прошлого года до мая текущего 2011 года, вывоз светлых нефтепродуктов из этой страны запрещён. Что же касается Туркменистана, так она работает по мировым ценам, цены её нефтепродуктов регулируются мировыми биржами. При этом у этой страны сложился свой круг покупателей – страны Европы, Иран и Афганистан. Наверняка, кто-то задастся вопросом – причём же здесь Иран, страна, которая имеет свои огромные запасы нефти и газа, а тут вдруг нуждается в завозе бензина из Туркменистана. Ответ заключается в следующем: действительно Иран имеет огромные нефтегазовые ресурсы, но она не имеет тех мощностей по переработке, которая могла бы удовлетворить хотя бы свой внутренний рынок. Поэтому, эта страна вынуждена отдавать свою сырую нефть на переработку другим странам и получать взамен на это свою соответствующую порцию бензина. Причины недоразвитости перерабатывающего комплекса в Иране – это: последствия восьмилетней ирако-иранской войны, санкции мирового сообщества и экономическая блокада, конца которого пока не видно.
Как видите, импортирование нефтепродуктов и газа из этих стран в Таджикистан не сулит устойчивых поставок. Так можно ли будет в этом случае гарантировать экономическую безопасность. Поэтому, выбор падает на Россию.  
Да, действительно сегодня большая часть нефтепродуктов, почти 95%, на таджикский рынок поставляется из России. При всём этом участие российского бизнеса на рынке ГСМ Таджикистана обосновано многими факторами: гарантированность и устойчивость поставок, качество нефтепродуктов, близость некоторых российских регионов добычи и переработки нефти и газа к Таджикистану. Одним из таких регионов является Омская область, что обуславливает выгоду и разумность ввоза ГСМ именно из этого региона. Между тем, Омский нефтеперерабатывающий завод считается флагманом российской нефтеперерабатывающей промышленности и одним из крупнейших в мире. Это единственный в России НПЗ и один из трёх в Европе, производящий некоторые марки бензина и дизтоплива, которые отвечают мировым и европейским экологическим стандартам уровня Евро – 4 и Евро-5.  Многие страны мира уже отказались, а некоторые сегодня уже собираются отказаться от марок бензина и дизтоплива экологический уровень стандарта которых ниже 4 и 5. Наверняка в будущем это ожидает и Таджикистан.  
Что касается создания условий для других компаний, о которых говорит господин Шарипов, так никто никому не мешает. Действующее законодательство РТ предоставляет всем субъектам экономической деятельности равные права для внешнеэкономической деятельности на коммерческом поприще. О том, что ввоз нефтепродуктов на таджикский рынок осуществляется не одной компанией, которую можно было бы обозначить «монополистом по ввозу ГСМ» и которую «государству надо ломать», а несколькими субъектами, государство может промониторить через официальные данные таможенных служб страны. Назовём лишь некоторые из них: ООО «Газпром нефть – Таджикистан», «Таджирон», ООО «Нару», ПОО «Умед-88», ООО «Нури Дильшод», ООО «Озод Интернешнл», ООО «Анахита», «Ф.  Зульфикор Хакер», ООО  «Трейд Ойл Интер Прайс». И это совсем не полный перечень компаний, которые импортируют и реализуют на таджикском рынке нефтепродукты российских производителей – Омского НПЗ, Орскнефтеоргсинтеза (города Никель и Орск), Уфимского НПЗ, Ачинского НПЗ, Салаватнефтеоргсинтеза, Новокуйбышевского НПЗ и др.
Другое дело -как это делается – законно или незаконно, грязным лоббированием или же чистым стремлением продвигать свой бизнес на законных и взаимовыгодных для всех сторон-участников основаниях, кто сколько и какого качества ввозит, насколько деятельность той или иной компании прозрачна, и сколько налоговой выгоды каждая из них даёт в государственную казну. Жаль, если в последних будут необоснованно видеть чужака  и делать из них без вины виноватых.
Это – ответ не только тем, кто готов объявить «таджикских монополистов» виновниками бед топливного рынка, но и тем, кто убежден, что во всей этой истории есть картельный сговор.

Подготовлено Пресс-центром Национальной ассоциации
малого и среднего бизнеса Таджикистана

http://news.tj/ru/newspaper/article/monopolisty-ponevole-ili-bez-viny-vinovatye